в это время

НАПКА опубликовала антирейтинг коллекторских агентств

Неплательщики стали чаще подавать жалобы не незаконные действия коллекторов, следует из статистики Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).

Так, должники сообщают о психологическом давлении со стороны взыскателей, угрозах применения силы и порчи имущества. В январе этого года такие жалобы составляли 7% от общегo количества, а в феврале их доля выросла почти вдвое – до 13%. Этот показатель выше, чем средний за весь прошлый год (11%), когда закон о защите прав должников при взыскании еще не вступил в силу (см. "Как это работает: новые правила для коллекторов"). "НАПКА выражает обеспокоенность тем, что доля "тяжелых" жалоб – жалоб на незаконные и неэтичные методы взыскания – снова начала расти после 3–4-месячного перерыва, связанного с подготовкой к вступлению в силу нового закона и ожиданиями участниками рынка начала госрегулирования", – отмечает председатель контрольного комитета организации Дмитрий Теплицкий.

В этой связи Совет НАПКА решил каждый месяц публиковать "антирейтинг" компаний, лидирующих по числу hard-жалоб, – и среди членов НАПКА, и среди фирм, не включенных в ассоциацию. Подчеркивается, что большинство таких жалоб касается компаний, которые не являются участниками НАПКА, причем в этом перечне преобладают не коллекторские агентства, а микрофинансовые организации. Лидирует крупнейшая МФО – "Домашние деньги" (пять жалоб), на второй строчке антирейтинга "Кредит 911" и "Росденьги" (по четыре жалобы). Третью строчку делят "Бутик ФО", "Вектор", "Смарт Кредит" (по две жалобы).

Однако и в НАПКА нашлись компании, которые по итогам февраля 2017 года получили довольно много "тяжелых" жалоб. Вперед вырвалась "дочка" "Альфа-банка" – коллекторская фирма "Сентинел": 10 жалоб за февраль. Следом идет "Финколлект" (четыре жалобы) и "Национальная служба взыскания" (три). "Новый закон 230-ФЗ "О защите прав физлиц при взыскании" работает и, конечно, будет способствовать очищению рынка, – считает президент НАПКА Алексей Саватюгин. – Но его правоприменительная практика только начинает складываться. Он предусматривает довольно длительную процедуру проведения госрегулятором проверки по жалобе гражданина, составление протокола, передачу его в суд, который и принимает окончательное решение по наложению на коллекторское агентство штрафа, исключению из реестра и прочее".

Должники также стали жаловаться новому регулятору рынка – Федеральной службе судебных приставов, которая занимается ведением госреестра легальных коллекторских агентств (см. "ФССП включила в госреестр свыше полусотни коллекторских агентств").