в это время

Игра без правил: проблемы нового механизма контроля за иностранными инвестициями

В России начал действовать новый механизм контроля за иностранными инвестициями. Теперь Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций может рассматривать и блокировать любые сделки, "если это необходимо для обороны и безопасности государства". Сама идея не нова: подобные механизмы встречаются во многих странах, включая США. Но пробелы российского регулирования грозят новыми рисками для иностранных инвесторов в РФ. Какими именно – рассказали соавторы статьи советник Allen & Overy Булат Жамбалнимбуев и юрист Allen & Overy Янис Петерс.

30 июля 2017 года вступили в силу поправки в Закон об иностранных инвестициях. Теперь председатель Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее Комиссия) может потребовать согласования с Комиссией любой сделки иностранного инвестора в отношении российского хозяйственного общества, если это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласование осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о стратегических инвестициях, но распространяется на все общества – не только "стратегические". Уведомлять иностранного инвестора о необходимости согласования сделки будет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Сделка, которую иностранный инвестор совершил без согласия Комиссии, является ничтожной с точки зрения российского законодательства.

Поправки дают российскому Правительству дополнительную возможность контролировать иностранные инвестиции и блокировать "нежелательные" сделки. Сам по себе подобный механизм не уникальный. Так или иначе он применяется во многих зарубежных юрисдикциях. Например, в США еще с середины 70-х годов прошлого века существует специальная Комиссия по контролю за иностранными инвестициями, которая вправе заблокировать сделку по приобретению иностранцами любой американской компании.

Практические проблемы для иностранных инвесторов

Булат Жамбалнимбуев, советник Allen & Overy

Вместе с тем поправки в Закон об иностранных инвестициях вызывают большое количество практических вопросов. Так, буквальное толкование текста поправок позволяет сделать вывод о том, что на согласование с Комиссией может быть отправлена абсолютно любая сделка иностранного инвестора в отношении российской компании, даже если он приобретает незначительную долю участия. Сразу же возникает вопрос: как именно Комиссия и ФАС будут отслеживать подобные сделки, если они не подлежат согласованию с российскими государственными органами? Видимо, основное внимание Комиссии будет направлено на сделки, которые подлежат согласованию с ФАС в рамках Закона о защите конкуренции, но формально не подпадают под действие Закона о стратегических инвестициях.

Тем не менее в законе остается неясность. Она влечет дополнительные риски для иностранного инвестора, который по закону не должен согласовывать сделки с ФАС. Неизвестно, решит ли председатель Комиссии потребовать согласования такой сделки и в какой именно момент. Это будет держать инвестора "в подвешенном состоянии". В США для таких ситуаций действует добровольный уведомительный порядок. Благодаря нему иностранные инвесторы могут быть уверены в том, что американская комиссия получила и проанализировала информацию об их сделке. Подобную возможность имеет смысл предусмотреть и в российском законодательстве.

Янис Петерс, юрист Allen & Overy

Другой проблемой является ограниченность текущей редакции Закона о стратегических инвестициях, в соответствии с которым Комиссия должна согласовывать сделки иностранных инвесторов. Этот закон предусматривает возможность согласования только тех сделок, которые связаны с приобретением российских "стратегических" компаний. Но уже сейчас понятно, что подавляющее большинство сделок, которые могут быть отправлены на согласование с Комиссией в соответствии с поправками, не будут являться "стратегическими". В этом случае ФАС формально должна будет возвращать иностранным инвесторам ходатайства, которые они подали по требованию председателя Комиссии. Антимонопольная служба практикует такой подход уже сейчас в отношении сделок, в рамках которых иностранные государства, международные организации и их "дочки" приобретают более 25% прав голоса в российских "нестратегических" компаниях. Такие сделки формально также должны согласовываться с Комиссией в порядке, предусмотренном Законом о стратегических инвестициях. На практике ФАС возвращает ходатайства направившим их инвесторам.

Для иностранных инвесторов отсутствие определенности по вышеописанным вопросам означает отсутствие четких правил игры на российском рынке. А это значит, что их ждут дополнительные риски при осуществлении инвестиций в российские компании. Остается надеяться, что Правительство и антимонопольная служба обратят внимание на эти проблемы и в ближайшем будущем решат их на уровне законодательства или разъяснений ФАС.