Байкал может пасть жертвой коммерческих интересов

Байкал может пасть жертвой коммерческих интересов

Загрузка…

Уровень воды в Байкале за неделю опустился еще на сантиметр

Прокурор Крыма Наталья Поклонская раскрыла планы на отпуск

Колу в российских кинотеатрах заменят на напиток «Байкал»

Правительство подготовило поправки в закон «Об охране озера Байкал», позволяющие компании РЖД проводить сплошные вырубки леса для расширения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Защитники природы пришли в ужас.

Поправки, о которых идет речь, позволят рубить лес в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также переводить земли лесного фонда в категорию земель, где разрешено строительство. Ранее сплошных вырубок леса на Байкале не допускалось. Практиковались лишь точечные вырубки — в лесах, пострадавших от пожаров, убирали нежизнеспособные деревья.

ЛЕС В ОБМЕН НА РОСТ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК?

Почему же вдруг приспичило заносить топор над байкальскими лесами? В ОАО «РЖД» объясняют: расположенные на территориях Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края участки БАМа и Транссиба оказались включенными в границы Байкальской природной территории и для увеличения пропускной способности указанных магистралей требуются модернизация и расширение инфраструктуры.

Нас уверяют, что для этого понадобится вырубка не более 8-10 тысяч гектаров леса вдоль железнодорожных путей. В РЖД эту меру считают абсолютно необходимой: дескать, в противном случае не получится обеспечить запланированный рост грузоперевозок, прежде всего угля из месторождений Дальнего Востока и Восточной Сибири.

Задача ставится такая: к 2020 году увеличить объем грузоперевозок на 55 млн тонн — до 271 млн тонн. Однако многие эксперты сильно сомневаются в реалистичности подобных прогнозов.

ГДЕ 10 ТЫСЯЧ ГЕКТАРОВ, ТАМ И СОТНИ

«МН» уже недавно писал о том, что снижение спроса на уголь в Европе обернулось падением цен на этот вид минерального топлива и крайне болезненно ударило по экономике РЖД. Дело в том, что угольные перевозки до недавнего времени обеспечивали около трети нагрузки на сети железнодорожного перевозчика. Компания вынуждена массово сокращать штаты и отстранять от движения сотни локомотивов.

Ну и откуда же в этой ситуации возьмется рост грузоперевозок по БАМу и Транссибу? Ради каких химер власти готовы жертвовать байкальскими лесами? Уж не собираются ли железнодорожники поправлять свои дела за счет перевозок древесины? Ведь заявляемые 10 тысяч гектаров могут легко превратиться в сотни тысяч. Кто станет проверять могущественного монополиста, обласканного властями?

БАЙКАЛЬСКИЙ ЛЕС БОЛЬШЕ ЧЕМ ЛЕС

Экологи категорически против поправок в закон «Об охране озера Байкал». Они мотивируют свою позицию тем, что вырубка леса приведет к разрушению экосистемы уникального озера.

Сплошные вырубки леса на байкальских берегах приведут к эрозии почв, в реки и речушки, питающие Байкал, устремятся тонны глины, песка, растительности. Эта масса перекроет многие небольшие водотоки.

Рубить прибрежные леса нельзя еще по одной причине — густой лиственный покров, как известно, задерживает солнечные лучи, понижая температуру воздуха на берегах водоема и в нем самом. Испарение воды снижается, обмеление Байкала, происходящее в последние годы, замедляется.

Вывод напрашивается неутешительный: не будет на Байкале леса, не будет и самого озера, содержащего около 20% незамерзшей пресной воды в мире. Неужели и впрямь чиновники готовы лишить будущие поколения россиян уникального озера ради сиюминутных коммерческих интересов железнодорожного монополиста?